Поступающим Обучающимся Преподавателям Зав. кафедрами Деканам Электронный ректорат Documentolog Қаз Рус Eng
Подать заявку на заселение в общежитие
Некоммерческое акционерное общество
"Северо-Казахстанский университет
имени Манаша Козыбаева"
Крупнее
Новости факультетов
ФИЭП: День национальной одежды

День национальной одежды читать далее

18 марта 2025
ФИЭП: 100-летие Е.А.Букетова

100-летие Е.А.Букетова читать далее

18 марта 2025
ФИЭП: Көрісу күні құтты болсын!

На факультете Истории, экономики и права прошло празднование Көрісу күні читать далее

14 марта 2025
ФИЭП: Открытие Open Historical library

Бүгін тарихи кітапхананың ашылу салтанаты өтті читать далее

14 марта 2025
ФИЭП: Студенты ФИЭП приняли участие в национальной игре «Бөрік теппек»

Студенты ФИЭП приняли участие в национальной игре «Бөрік теппек» читать далее

14 марта 2025
ФИЭП: На ФИЭП-е прошел конкурс «MISS TEACHER»

6 марта 2025 года Кафедра «Журналистики и социальных наук» провела конкурс «MISS TEACHER», посвященый Международному женскому читать далее

06 марта 2025
ФИЭП: На ФИЭП-е открыт уголок военной прокуратуры Петропавловского гарнизона

5 марта 2025 года в библиотеке Северо-Казахстанского университета имени М. Козыбаева состоялось торжественное открытие информационного уголка военной читать далее

06 марта 2025
МФ: Мәңгілік ел – моя страна!

В завершение празднования Дня благодарности медицинский факультет 28.02.2025 г. в УЛК в  организовал квест «Мәңгілік ел – моя страна! читать далее

28 февраля 2025
МФ: Check out – Проверь себя!

Под девизом «Проверь себя!» 28.02.2025 г. в УК №2 прошла благотворительная акция, приуроченная к празднованию Дня благодарности, организов читать далее

28 февраля 2025
Читать все

Кейс задания по дисциплине "Педагогический менеджмент и управление в современной школе"

Стартовал новый этап программы Erasmus+ - Университет Лобачевского
Исследователь, тренер проекта DeSTT,
доцент кафедры "Педагогика и Психология" (Чемоданова Г.И.)

 

  1.  Основы педагогического менеджмента в теории и практики управления образовательными системами
  2.  Функции управления
  3.  Системно-функциональная модель менеджера образовательного учреждения
  4. Управленческая культура руководителя. Самоуправление
  5. Практика управления образовательным процессом
  6. Теоретические основы стратегического планирования в системе управления образовательным учреждением
  7. Методология стратегического планирования
  8. Стратегическое планирование деятельности общеобразовательной школы
  9. Планирование и принятие решений как функций педагогического менеджмента
  10.  Обеспечение реализованности педагогических целей: вопросы технологии
  11.  Эффективное управление
  12.  Контроль в педагогическом менеджменте

 

 Тема 1. Основы педагогического менеджмента в теории и практики управления образовательными системами

    

Ситуация 1. Отправной точкой развития менеджмента считают 1866 г. В этом году бизнесмен Г.Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В докладе впервые говорилось о необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины.

Задание. Установите и сформулируйте предпосылки, которые послужили причиной рассмотрения и развития менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины.

Ситуация 2. Известно, что при разработке «научного менеджмента» Ф.Тейлор не опирался на данные психологов и социологов и сам не занимался специальными психологическими социологическими исследованиями.

Задание. Как это сказалось на теории и практике управления в то время и последующие периоды? Предложите алгоритм исследования ситуации. Покажите динамику изменения процесса во времени.

Ситуация 3. В новой школе в 1960 -е гг. возникла самостоятельная научная дисциплина – теория управленческих решений.

Задание.  Обоснуйте причины появления данной теории. В чем заключалась теоретическая сущность и практическая направленность этой теории на первых этапах ее развития?

Какие вопросы практики признана решать данная теория в школе в настоящее время?

 

Тема 2. Функции управления

Обоснуйте тезис о том, что цель и задачи педагогического менеджмента выражают сущность первого системообразующего фактора педагогического менеджмента как деятельностной социальной системы.

Ситуация. Директор приходит в школу в 7 часов утра, а уходит в 8 - 9 часов вечера. На каждое событие, происходящее в школе, руководитель реагирует немедленно, оперативно. Не успел он зайти в кабинет утром, как дежурный учитель приводит к нему пятиклассника, разбившего стекло в двери. Не успев закончить эту беседу, директор узнает, что заболел завуч и на работу не вышли два учителя. Принимаются меры, чтобы организовать заместительство. Затем директор отправляется в 6-й класс на математику, так как учителя жалуются на плохую дисциплину в этом классе. Проходит 10 мин урока, в дверь заглядывает завхоз и вызывает директора: звонили шефы школы и просили срочно забрать 20 листов фанеры - нужна машина. На поиски машины уходит час, еще 20 мин - на формирование бригады сопровождающих и груз­чиков.

Директор возвращается в кабинет и по дороге встречает восьмиклассника, удаленного с урока, - необходимо побеседовать с ним и вернуть его на урок, затем нужно поговорить с учителем, удалившим ученика с урока. В кабинет прорываются две уборщицы, не поделившие между со­бой моечные средства, и директор пытается уладить конфликт. Беседа с уборщицами не закончена, звонит телефон и, методист ГороОО просит сообщить данные о «движении» учащихся за первую четверть. В это время в кабинет входит родительница девятиклассника, пришедшая с жалобой на учителя химии. Заглядывает секретарь и передает директору телефонограмму о том, что в 15.00 состоится совещание руководителей учреждений и предприятий в Администрации района.

На 17.00 назначено заседание школьного родительского комитета, на которое вызваны учащиеся-нарушители дисциплины и их родители. В 19.00 директор должен быть на репетиции концерта художественной самодеятельности, который школа готовит для ветеранов, проживающих в микрорайоне.

Необходима ли такая загруженность директора? Чем можно ее объяснить? Какие меры должны быть предприняты для корректировки управленческой ситуации? Обоснуйте свой ответ.

 

Тема 3. Системно-функциональная модель менеджера образовательного учреждения

 

Упражнение «Ключевая характеристика лидера»

Подумайте, какие пять-шесть из всех приведенных свойств должны быть ключевыми характеристиками хорошего современного лидера. Какие еще качества, на ваш взгляд, будут востребованы в предстоящие 10 лет?»

Упражнение «Харизма»

Члены коллектива, глубоко верившие в своего лидера,  могут наделить его некими сверхчеловеческими возможностями, что и определяет феномен харизмы. Кто-то может подсознательно вызывать такую реакцию своей внешностью и манерами. Другие – с целью утвердить свою власть над людьми, преднамеренно создавая себе репутацию личности, непосредственно связанной с божественными силами.

Как можно создать образ харизматической личности менеджеру в сфере образования?

Упражнение «У руля»

«Каждый может стоять у штурвала, когда море спокойно». Вашим лидерские качествам предстоит выдержать испытания, когда «море» начинает бушевать, когда наступают перемены и люди теряют уверенность, находятся в растерянности. Как Вы вселите надежду, когда все вокруг полны сомнений в будущем организации?

 

Тема 4. Управленческая культура руководителя. Самоуправление.

 

Cитуация. Общая профессиональная культура управленца предполагает понимание им смысла и назначения термина «критерий». Приведем несколько определений данного понятия:

- критерий – мера, мерило, оценка;

- критерий – выбор предпочтительного варианта из альтернатив;

- критерий – количественное отражение степени достижения объектом поставленных перед ним целей.

Задание 1. Какое из определений вы возьмете на вооружение для определения критериев деятельности школы и/или учителя? Обоснуйте свой выбор. Используя дополнительные источники, запишите для себя рабочее определение понятия «критерий».

Задание 2. Разработайте критерии деятельности учителя по следующим параметрам:

- учитель как педагог;

- учитель как предметник;

- учитель как методист;

- учитель как психолог;

- учитель как организатор;

- учитель как управленец.

Задание 3.

Подготовка и проведение управленческого решения: положение, расписание, правила внутреннего распорядка и т.п.

Подготовьте  обоснование для принятого управленческого решения.

Упражнение 1. «Эффективный руководитель»

Инструкция: «Обратите внимание  на свои методы руководства, которые могут иметь следующие характеристики».

Модели поведения руководителей

Варианты

I

II

Внимание к достижению работников

Внимание к действиям работников

Делегирую ответственность

Я отвечаю за все

Принимаю во внимание ситуацию

Действую по схеме

Поощряю индивидуальный подход

Все должны действовать по правилам

Даю подчиненным возможность показать себя

Заинтересован только своей карьерой

Критикую работу

Критикую работников

Риск возможен

Рисковать нельзя

Новое интересно и полезно

Моих знаний достаточно

 

Вывод: Если Вы действуете по варианту II – Вы хороший «игрок», если Вам ближе вариант  I – Вы хороший «тренер», т.е. более эффективный руководитель.

Упражнение 2. «Эффективный работник глазами руководителя»

Эффективность руководителя определяется эффективностью его сотрудников. В решении конкретных задач каждый из сотрудников проявляется либо как «победитель», либо как «неудачник». Определить это можно по данным характеристикам поведения:

Модели поведения сотрудников

«Победитель»

«Неудачник»

Смело берется за решение проблемы

«Ходит» вокруг проблемы, не пытаясь ее решить

Делает

Обещает

Дружелюбен

Агрессивен

Больше слушает других

Предпочитает говорить сам

Находит в других положительные качества

Концентрирует внимание на недостатках других

Учится у других

Не принимает чужого опыта

Не боится ошибок

Боится ошибок

Концентрируется на возможностях и решениях

Концентрируется на проблемах и помехах

 

Вывод: «неудачник» никогда не сможет  стать эффективным работником. Стремитесь к тому, что бы Ваши сотрудники чаще проявляли себя как «победители».

 

Тема 5. Практика управления образовательным процессом

 

Ситуация 1. Асель Б., ученица 9-го класса, в первом полугодии учебного года постоянно пропускала учебные занятия, часто без уважитель­ных причин. Девушка плохо училась: по СОР имела низкие баллы, СОЧ за 1 и 2 четверти выполнены на отрицательную оценку. Причиной такого результата явилось заболевание девушки, что в свою очередь сказалось и на мотивацию ученицы. Педагогический коллектив, пожалев ее, поставили почти по всем предметам положительные баллы. Таким образом, она была допущена к итоговой аттестации. Мама ученицы убе­дила педагогов и директора, что Асель после 9-го класса будет поступать в колледж, так как уже определилась с выбором профессии. Однако в августе девушка сообщила, что будет продолжать учебу в школе, так как планирует поступление в вуз. Директор (при коллективной поддержке учителей) отказался принимать девушку в 10-й класс, посоветовав ей пойти учиться в колледж, как изначально было решено ученицей совместно с родителями.

Правильно ли поступил директор? Если нет, то, какое решение должно быть принято? Обоснуйте свою точку зрения.

Ситуация 2. Ученица 6 класса школы № 22 г. Павлодара пришла на занятия в джинсах и футболке. Директор школы отчитала девочку, кроме того завела в несколько классов, чтобы показать другим, как не нужно одеваться. 

Насколько правомерны были действия директора школы? Проведите анализ и предположите исход данной ситуации.

Как бы Вы поступили, если бы были директором школы.

Ситуация 3. Учительница школы-гимназии №13 «Экос» г. Кокшетау написала на лбу у 12 первоклассников слово «тетрадь», чтобы они не забывали приносить тетради из дома.

Родители заверили, что учитель не говорила им о том, что дети приходят в школу без тетрадей. Претензий со стороны учителя к детям, до сложившейся ситуации не было.

После огласки ситуации, руководителем управления образования Акмолинской области проведено оперативное совещание с приглашением руководителя отдела образования Кокшетау, директора и заместителя директора по воспитательной работе ЭШГ №13 «Экос». Учителя уволили по статье 52, п1, пп. 14 Трудового кодекса РК.

Проанализируйте данную ситуацию. Предложите варианты выхода из ситуации.

 

Тема 6. Теоретические основы стратегического планирования в системе управления образовательным учреждением

 

Задание 1. Какая информация о микрорайоне, городе должна учитываться при разработке годового плана учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы? Обоснуйте свой ответ.

Задание 2. Представьте систему имеющихся в общеобразовательной школе планов и покажите существующие между ними связи. Обоснуйте каждую из них.

Задание 3. Позволительно ли, чтобы над созданием годового плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения работал только руководитель? Как такая монополия на авторство отразится на содержании этого документа и его реализации? Какие управленческие функции (с позиции педагогического менеджмента) должен осуществлять руководитель при разработке годового плана учебно-воспитательной работы?

 

Тема 7. Методология стратегического планирования

 

Задание 1. Приведите примеры использования комплекса стратегий, касающихся отдельных направлений развития образовательного учреждения (образовательная, воспитательная, социальная, психологическая). Выберите два направления, по которым сформулируйте комплекс (не менее 3-х) стратегий. Обоснуйте их.

Задание 2. В стратегическом управлении различают несколько видов миссий: миссия-предназначение, миссия-политика, миссия-ориентация.

Миссия-предназначение - узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера предоставляемых образовательных услуг и круга их потребителей.

Миссия-ориентация - широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения.

Миссия-политика - концентрация главных целей и более четкое представление о деятельности образовательного учреждения на ближайший период и перспективу.

Приведите примеры каждого вида миссий, используя опыт деятельности казахстанских школ. Можно ли, на ваш взгляд, выделить плюсы и минусы выбора того или иного вида миссии? Какой вид миссии наиболее распространен в современной управленческой практике? 

Как бы вы сформулировали миссию:

- КГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания № 8»;

- КГУ «Гимназия «БЭСТ»»;

- КГУ «Средняя школа-комплекс национального возрождения №17»;

- КГУ «Первая гимназия».

 

Тема 8. Стратегическое планирование деятельности общеобразовательной школы

 

Задание 1. Перечислите умения и навыки менеджера, определяющие его готовность реализовывать на практике организацию  как структуру, как функцию управления, как процесс и как вид деятельности

Задание 2. Разработать план работы образовательного учреждения на четверть

Задание 3. Представьте систему имеющихся в общеобразовательной школе планов и покажите существующие между ними связи. Обоснуйте каждую из них.

Задание 4. Будучи менеджерами образовательного учреждения, верите ли вы в успех управления по целям? Дайте подробное разъяснение.

Задание 5. Почему важен процесс планирования. Обоснуйте. 

 

Тема 9.  Планирование и принятие решений как функций педагогического менеджмента

Ситуация 1. Подготовьте и проведите управленческое решение: положение, расписание, правила внутреннего распорядка и т.п.

Ситуация 2. Подготовьте обоснование для принятого управленческого решения.

Ситуация 3. Руководитель образовательного учреждения в конце недели проводит совещание администрации, на котором осуществляется взаимное информирование о наиболее важных событиях управленческой недели, проверяется ход выполнения плана за месяц, заданий конкретным лицам, приказов, вносятся необходимые уточнения в план, разрабатываются корректирующие мероприятия, со­ставляется перечень значимых дел на следующую неделю.

В чем состоит смысл таких совещаний? Насколько он обоснован?

Для анализа задания используйте метод Исикавы («почему-почему», «рыбий скелет»,  «причинно-следственная диаграмма») чтобы проанализировать глубинные основания данной проблемы.

Предложите несколько вариантов управленческих решений для устранения выявленных недостатков в социально-педагогической деятельности.

 

Тема 10. Обеспечение реализованности педагогических целей: вопросы технологии

 

Задание: Учитывая содержание, цели и задачи обновленного содержания образования разработайте модель выпускника школы /ступени образования (учащихся 4 класса, 9 класса, 11 класса).

Соотнесите разработанную модель с личностью учащихся соответствующей ступени. На какие нормативные документы Вы основывались при моделировании? Насколько реалистична построена Ваша модель? Обоснуйте свои выводы, используя на выбор один из изученных методов анализа.

 

Тема 11. Эффективное управление

 

Ситуация 1. Директор одной из школ раз в две недели заслушивает отчеты классных руководителей, касающиеся преимущественно успеваемости, посещаемости посещаемости, заболеваемости и дисциплины учащихся. Каждый классный руководитель является в кабинет директора в установленное для него время. Свой отчет он подкрепляет документацией: классным журналом, пла­ном работы, дневником классного руководителя и пр.

Прокомментируйте ситуацию, акцентируя внимание на эффективности контроля за работой классных руководителей. Обоснуйте свою точку зрения.

Ситуация 2. Учительница математики в одной из школ имела репутацию хорошего, опытного педагога. Завуч по учебно-воспитательной школы ознакомился с опытом ее работы и сделал совершенно неожиданные для директора и педагогического коллектива школы выводы. Завуч установила, что учительница к урокам почти не готовится, уже пять лет пользуется старыми планами и конспектами, уроки не структурированы с учетом обновленного содержания образования, перекладывает все трудности усвоения нового материала на учащихся, роль ментора практически не выполняет.

Каким же образом учительница достигала положительных результатов в работе? Чем можно объяснить ошибочное мнение руководителей о работе педагога?

 

Тема 12. Контроль в педагогическом менеджменте

 

Ситуация 1. Планирование рабочего времени на неделю.

А) Составьте список направлений деятельности, по  которым вы как  менеджер должны работать в течение недели (например, методическое направление – изучение литературы по определенной проблеме; посещение семинаров; проведение мастер-классов;  встреча с родителями учащихся  и т.д.).

Б) Для каждого направления наметьте цели – те результаты, которые вы намерены получить в течение недели.

В)  Определите конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы каждая из поставленных целей была достигнута.

Г) Распределите эти задачи по дням недели. Если есть такая возможность, отметьте предполагаемое время начала и окончания каждого дела 

Ситуация 2. Завуч пришел на урок к учителю, не предупредив его об этом накануне.

Правильно ли он поступил? Надо ли составлять график внутришкольного контроля и доводить его до сведения учителей? Если график внутришкольного контроля необходимо составлять, то в каком документе он должен быть отражен?

Задание 1. Сформулируйте цели внутришкольного контроля.

Упражнение «Обратная связь»

Для качественного корректирования менеджеру нужна обратная связь. Для чего она нужна? Как Вы будете ее осуществлять?